МБУ ДО "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр"
Кемеровская область - Кузбасс,
Кемеровский муниципальный округ,
с. Ягуново, ул. Школьная 6, тел. 780-284

Блок педагога-психолога Кириченко О.А.

 

Кириченко Ольга Анатольевна

Кемеровская обл. Кемеровский район, с. Андреевка,

Дата рождения: 12.03.1970.

т. 8-905-067-17-91

Изображениеemail: rozum_70@mail.ru

 

2005-2010 гг. – Томский государственный университет, специальность: "Управление персоналом". Дополнительное образование:

 

 2012 г. – «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Педагогика и психология».

 

Курсы:

2015 г. – Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» по программе «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях».

2015 г. – «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Теория и практика социально-психолого-педагогической деятельности»

2014г. приняла участие в областном семинаре «Организация и проведение мониторинга наркоситуации в системе образования Кемеровской области».

 

Место работы:

С   2013 г. и по настоящее время МБОУ ДОД «ДООпЦ» Кемеровского муниципального района в должности педагог-психолог.

 

Профессиональные навыки:

·         навыки проведения индивидуального и группового консультирования;

·         навыки проведения психологического тестирования и обработки полученных результатов;

·         навыки составления психологических портретов;

·         навыки работы с детьми;

·         умение выслушать и понять человека;

·         опыт проведение психолого-профилактической работы по предупреждению депрессии и проф. выгорания;

·         опыт участия в процессе адаптации и оценки персонала;

·         опыт проведения обучающих семинаров, тренингов, круглого стола;

·         разработка и реализация обучающих программ, построение системы мотивации;

·          опыт проведения профессионального отбора кандидатов на работу, диагностика личностных и профессиональных качеств сотрудников;

·         опытный пользователь ПК: MsWord, Excel, Internet;

Личные качества: ответственность, коммуникабельность, инициативность, креативность, уравновешенность. 

 

Кириченко О.А   Мой профессиональный опыт

 Справедливость бытия состоит в том, что каждый человек видит то, к чему стремятся его глаза, слышит то,  что хочет, и находит то, что ищет.

                                                                                                       Ника Верникова

 

      Подростковый возраст является критическим по отношению к становлению и самоопределению личности, формированию идентичности и самосознания. Проблемы поиска себя, выбора жизненного пути, остаются актуальными на любом этапе развития общества и в настоящее время приобретают особую остроту. Неопределенность жизненных ориентиров у подростков сочетается с кризисными явлениями периода взросления и субъективными трудностями личностного становления – открытия «Я». Способность успешно адаптироваться к современным условиям жизни исключает первопричину асоциального поведения подростков и способствует гармоничному развитию личности.

      Роль педагога-психолога в данном процессе очень актуальна – это воспитание у взрослеющей личности позитивного мировоззрения и расширение степени свободы самореализации личности.

     На базе детского оздоровительного центра  (ДООпЦ) существуют неограниченные возможности в приобретении и накоплении  профессионального опыта, особенно работая с подростками. От того насколько старшеклассник эмоционально сбалансирован, как он воспринимает и реагирует на окружающий мир, зависит его возможность реализовать себя в будущем. Одним из направлений деятельности Ольги Анатольевны является психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-х, 5-х классов в адаптационный период Психологическая работа с подростками педагога – психолога данного учреждения строится в рамках гуманистического направления, в основе которого используются методы арт и лого-терапии.

     Еще в самом начале профессиональной карьеры прослеживалась волнующая ситуация: молодое поколение не только не знают историю своей Родины, своей семьи, но даже не умеют любить самих себя и других. Подростки неправильно ориентируются в значениях понятий: честь, совесть, доброта, любовь, искренность, надежность, верность и т.д. вероятно не умея применять эти качества и в жизни. Им не хватает дружеского общения, понимания, искреннего участия со стороны сверстников и взрослых.

     Общаясь с родителями, часто задаю один и тот же вопрос: «О чем вы разговариваете ежедневно со своими детьми, хорошо ли вы знаете своего ребенка?» К сожалению, звучит ответ не убедительный. Нарушена эмоциональная связь поколений. Диагностируя первоклассников, приходится принимать шокирующую ситуацию: в эмоциональной реальности ребенка в 85% просто нет матери, дети рисуют маму на другой стороне листа или не рисуют вовсе (рисунок моя семья).

       Одна из основных моих задач, как психолога разобраться, почему сложилась такая ситуация? Как мотивационный потенциал подростка направит на приобретение позитивных навыков, способствующих созиданию собственной личности. Используя различные формы работы и методы активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия, возможно повысить компетентность в сфере личностного и профессионального общения, приобрести и развить специальные навыки (умение позитивно общаться, разрешать мирным путем различные конфликты, способность адекватно воспринимать себя и других), выработать навыки конструктивной социализации.

     Очень часто приходится наблюдать, как после окончания уроков ребята не спешат домой, не ищут общественных поручений в стенах школы, а собираются в коридоре или на улице кружком и общаются, кто, как умеет, пока из за шума их не отправят по домам.

В классах много детей из неполных и неблагополучных в психологическом плане семей, а с родителями порой трудно поговорить и быть на них похожими. Вот и получается обмен жизненным опытом на своем не зрелом уровне, между собой. А глупая реплика, поступок друга становится куда важнее и значительнее, чем наставление взрослых. Тут то и необходима помощь педагога-психолога – выслушать, понять, направить, внушить надежду. Обсуждение сильных сторон каждой личности оказывается крайне полезным и важным. А выделение и акцентирование всего позитивного ведет к активности и достижению результата, обеспечивает оптимизм и чувство безопасности. Особенно важно научить подростков обращаться с самим собой как с бесценным инструментом, концентрироваться на «положительном», поддерживать активный жизненный стиль.

     Очередная важная задача педагога-психолога донести до подрастающего поколения важность их собственных мыслей и настроений, ведь только от них самих будет в дальнейшем зависеть собственная жизнь и настроение в ней. Наши мысли откладывают отпечаток на тело. Каждое мгновение мы делаем выбор между позитивными и негативными мыслями.

    Чего хочет каждый из нас? Быть ожесточенным или научиться любить и прощать себя и окружающих, замкнуться или быть открытым и познавать мир. Мысли воплощаются в жизнь, поэтому уделяя должное внимание мыслям и словам, мы имеем возможность строить нашу жизнь, согласно собственным устремлениям.

Также одним из направлений деятельности является профориентационная работа со старшеклассниками. Необходимость помочь учащимся расширить знания о мире профессий, определиться с выбором будущей профессии, лучше узнать самих себя. Большое внимание уделяется работе с родителями обучающихся школы. В течении учебного года проводятся консультации, даются рекомендации, разрабатываются  памятки по вопросам воспитания детей, психологическим особенностям разных возрастов. 

Считаю необходимым поддерживать и мотивировать интерес подростка к собственной жизни. Очень важно научиться понимать себя, осознавать свои возможности, анализировать переживания, находить выход из ситуации и возможные варианты решения, осуществлять сочувствия и поддержку. Потребность «быть личностью» обеспечивает активность включения молодого человека в систему социальных связей. Необходимо формировать у подростка внутренние моральные инстанции, «моральное Я» с которым он соотносит свои мотивы и поведение, - результат совместного развития интеллекта, эмоций и воли, осуществляемое в ходе практической деятельности личности, расширения круга ее действий и ответственности.

Будучи студенткой психологического факультета, разработала авторскую программу «Психология успеха». В программе были объединены различные образовательные модели: философская, психологическая, социальная, педагогическая и физиологическая – что способствовало формированию основ более гармоничной личности.

Желание владеть различными психологическими техниками и методиками дало возможность сформировать профессиональный опыт, работая  с  разными категориями населения от инвалидов детства и обычных подростков до профсоюзных лидеров и людей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, а также с людьми пожилого и престарелого возраста.  Не смотря на психологическую работу с различными категориями населения, интерес к подросткам со временем возрастал. Молодежь такого возраста начинают самостоятельно участвовать в своей собственной жизни, учатся планировать, прогнозировать, брать на себя ответственность, начинают любить.   

Весь полученный профессиональный опыт, основан на стремлении улучшить качество жизни человека, а именно, человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Ребенок, начиная с 14 лет в праве самостоятельно принимать определенные решения, связанные с личностным развитием.

 Основной темой моей профессиональной работы как педагога-психолога является тема повышения качества жизни и приобретения навыков конструктивной социализации. Быстро изменяющиеся социальные и экономические условия, огромный поток различной информации – затрудняют процесс адаптации молодого поколения в современной жизни, способствуют развитию девиации и различных форм зависимости.

 Понятие конструктивной социализации, основано на процессе воспитания и целенаправленного формирования личности, понятие же «субъективного благополучия» в психологии - есть психическое состояние человека, заключенное в ощущении себя счастливым, другими словами – это качество жизни. Это реализация жизненных стратегий и жизненных планов, которые дают ощущение удовлетворенности и комфортности, а также личный успех. Личный успех включает в себя индивидуальные достижения человека, его личностный рост и стремление собственными силами добиться признания окружающих. Формирование «Я- концепции»  и познание своего образ Я является началом социализации для подростка во взрослой жизни.

Выбранное мною направление в работе как педагога психолога, основано на изучении личности как таковой и определение ее места в современной жизни. Изучение личности подразумевает познание своего «образа Я», ее эмоциональной основы, ведь качество жизни зависит от целей и ориентаций человека.  Способы же удовлетворения жизненных планов называются жизненными стратегиями. Владеть такими стратегиями  - это значит владеть искусством ведения собственной жизни.

      Формируя у подростка гармоничную личность, можно предположить, что он научится не накапливать внутреннее напряжение, станет более мобильным и адаптированным к современным социальным условиям, станет оценивать свое субъективное благополучие как высокое качество жизни.